school

МОУ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 15

Адрес: 353502 Краснодарский край, г.Темрюк ул. Гагарина

Тел: 8 (861 48) 65-4-21,

e-mail:   school15@ tem.kubannet.ru

 

История школы

Администрация

Устав

Программа развития школы

Управляющий совет

Приказы

Публичный отчет

ДЭПО «Дубрава»

Школьная газета

Учебная работа

Воспитательная

работа

Спортивный клуб

Наша новая школа

2010 – год учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из опыта работы учителя начальных классов

Глушко Ирины Николаевны

Назад

Разработка классных часов

 

Сценарий мастер – класса в журнал «Справочник классного руководителя».

Раздел журнала – «Работаем с классом.»

1.Тема мастер – класса: Классный час «Друг в беде не бросит.»

Инновационные методы работы с классом.- Технология организованного общения младших школьников. Технология организации воспитательных диалогов.

2. Методический аспект. Характеристика аудитории.

В последние годы интенсивно возрождается стремление ученых и практиков к поиску воспитательных систем, целями которых являются , во-первых , воспитание Человека, Личности , Гражданина (В.Т.Кабуш); во-вторых , становление , развитие , воспитание в ребенке Благородного Человека путем раскрытия его личностных качеств (Ш.А.Амонашвили).

Нравственным началом в человеке является духовность, которая выражает его внутренний мир. Как отмечают исследователи, духовность «предполагает воспитание человека высокой культуры и высокой нравственности».(В.Т.Кабуш.Гуманистическое воспитание.)А духовное воспитание нацелено на формирование в ребенке «сильной духом личности, умеющей найти свое место в современном мире».(А.Лопатина, М.Скребцова. Книга для занятий по духовному воспитанию.)

Духовность –это выражение ценностного сознания. Вот почему формирование нравственности у детей следует осуществлять через различные виды деятельности, которые объединены ценностной направленностью на духовные достижения человечества: Истину, Добро, Красоту во всех их частных проявлениях.(Н.Е.Щуркова. Воспитание : Новый взгляд с позиции культуры.)

Н.Е.Щуркова считает , что в основании жизни , достойной человека, лежат три принципа.

Первое основание отражено в категории Добро. Она (категория)охватывает все, что есть благо для «другого человека».

Вторым основанием жизни, достойной человека, является Истина : все, что объективно существует вне воли субъекта и протекает независимо от людских желаний.

Третье основание – Красота. Автор определяет ее как все то, что представляет собой гармоническое сочетание формы и содержание в уникальном варианте.

Жизненный опыт, человеческая культура передаются из поколения в поколение. Вхождение ребенка в культуру – процесс сложный и всецело зависит от его желания, усилий, умений. Ему должны помочь взрослые стать достойным человеком, для которого присущи положительные качества, добродетели, составляющие обобщенную характеристику моральных качеств личности, основу общечеловеческих ценностей.

Добродетель состоит из двух составляющих: «добро» и «детель», ориентирующих человека на «делание» добра, совершение блага по отношению к окружающим, к себе. В словаре С.Ожегова значится : «добро» - все положительное , хорошее, полезное.

Возраст детей 6-7 лет да и старше считается сензитивным для воспитания у них стремления совершать добрые поступки, для формирования понятия «добро». Они сами считают себя добрыми, внимательными, готовы служить добру. И эту из особенность характера необходимо учителю максимально развивать , поддерживать, соответственно проводить так называемые «Уроки Человечности.» Как отмечает Ш.А.Амонашвили, на этих уроках для младших школьников создается возможность почувствовать важность и прелесть человеческих отношений , определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственно – этических поступках.

3.Цели классного часа:

-способствовать формированию ценности человеческого общения;

-формирование коммуникативных навыков;

-формировать у детей отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления;

-способствовать формированию ученического коллектива.

4.Задачи классного часа:

-учить быть доброжелательными, заботливыми по отношению друг к другу, к людям вообще;

-объяснить значение слов друг , дружба;

-воспитывать у детей уважительное отношение к своим друзьям;

-способствовать установлению позитивных взаимоотношений между ребятами в микрогруппах и коллектива в целом.

5.Применяемые методики, технологии, оборудование.

Классики отечественной педагогики, начиная с К.Д.Ушинского, всегда понимали педагогику не только как науку в строгом смысле слова, но и как искусство воспитания. В искусстве воспитания всегда присутствует некая техническая составляющая, которая именуется технологией.

«Технология» - от греческого «технэ»-искусство, ремесло, мастерство; «логос» - учение, совокупность приемов и способов деятельности. Таким образом , технология воспитания - это система разработанных наукой способов и приемов воспитательной деятельности, которые позволят ей предстать на уровне мастерства, иными словами – очень результативно и качественно. Одна из последних работ В.А.Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека» даже самим своим названием подчеркивает «выход» автора к проблемам технологии воспитания.

«Как?» -коренной вопрос технологии, который может раскрываться на уровне советов опытных воспитателей молодым; на уровне принципов , обязательно обеспечивающих успех воспитания; на уровне алгоритмов разрешения типичных ситуаций воспитания или проектирования общих форм воспитательной работы. Третий уровень воплощения технологии воспитательной работы широко представлен в работах московских педагогов под руководством Н.Е.Щурковой. Данный уровень использую и я в своей работе .

По Н.Е.Щурковой внеклассная воспитательная работа представлена системообразующими «блоками», требующие специальной технологии:

-организованное общение детей;

-индивидуальное воспитательное взаимодействие с ребенком;

-взаимодействие и педагогическая поддержка родителей младших школьников.

В классном часе мною использована технология организованного общения младших школьников. Она предусматривает:

А) изучение межличностных отношений детей.

( С помощью известного метода социометрии следует выявить неформальную структуру класса: определить «звезд» и «аутсайдеров», принятых и непринятых , взаимные симпатии и антипатии, общий уровень принятия и неприятия одноклассниками друг друга. Социограмма наглядно покажет приятельские объединения отдельных детей и многочисленный хаос ищущих связей в общении мальчиков и девочек.)

Б) организацию малых групп.

( Учебный класс в составе 25 -30 человек не позволяет организовать полноценное общение младших школьников. Для этого в центр внимания нужно поставить структурные группы меньшего размера. Они включают в свой состав от 2 до 5 человек.

Одним из важных технологических вопросов является определение состава малых групп. Прежде чем распределять детей , учителю следует решить, какими будут эти группы: отдельно из мальчиков и отдельно из девочек или смешанные. Существуют различные способы организации детей в группы – «Фонарик», «Магнит», «Предпочтение». В ходе классного часа я использовала «Фонарик». Для этого классный руководитель называет имена «звездочек» - самых популярных детей в классе (по результатам социометрии) и просит детей объединиться вокруг них в группы . Учителю следует помнить , что «пренебрегаемые» и «отвергаемые» дети на такой «фонарик» могут не отреагировать, поэтому сам учитель помогает убедить уже объединившихся школьников и принять незадачливых одноклассников в свои группы.)

В)обеспечение эффективной деятельности и дружеского общения детей в группе.

(Чтобы добиться решения этой задачи, следует распределить поручения (роли) в группе :

-лидер, помогающий воспитателю координировать работу малых групп-«командир»;

-функциональные роли-«затейник, художник, поэт, артист»;

-роли, помогающие осуществлять поиск нужной информации-«библиотекарь, журналист, консультант»;

-роли , стимулирующие самоорганизацию и самодисциплину групповой деятельности-«дежурный командир, вахтенный, боцман».

Любое поручение по своей воспитательной природе таково, что оно всегда имеет две одинаково значимые составляющие : меру полномочия и меру ответственности. Обе они должны быть хорошо организованы.)

Для проведения классного часа использована так же технология организации воспитательных диалогов. Методика организации воспитательных диалогов включает чтение с детьми специально спроектированных «стимульных» текстов (рассказы, сказки, повести, басни), в которых в яркой, доступной, с опорой на конкретику форме содержится морально-нравственная проблематика. Далее дети обсуждают прочитанное, самостоятельно или при небольшой поддержке взрослого выделяют мировоззренческие проблемы, совместно пытаются их разрешить, знакомятся с разными позициями, уточняют , обобщают , вербализируют собственные знания, иногда в споре, конфликте мнений, иногда взаимно дополняя, помогая друг другу , двигаясь к взаимопониманию, истине.

Классный час разработан для учащихся 1-х классов.

В годовом плане воспитательной работы проводится во второй четверти .

Оборудование классного часа.

- Оформление доски: плакаты с надписями «Друг в беде не бросит!», «Друг- человек, с которым ты любишь быть вместе, который поможет в трудную минуту, которому можно доверять.», «Дружба- отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, общих интересах.»

-компьютер , мультимедийный проектор, диск с записью мультфильма про Кота Леопольда,

-магнитофон или караоке

6.Содержательная часть.

Подготовительная работа.(Изучаются межличностные отношения детей – метод социометрии; организуются малые группы- способ деления «Фонарик»; распределяются роли. Детям дается задание подготовить пословицы, поговорки о дружбе , о друзьях и оформить их на листах.)

Этапы классного часа.

А) «Настоящий друг».

Учитель(У.): - Ребята, кто из вас знает, что такое дружба и кто такой друг? (Ответы детей и чтение с доски объяснения понятий.)

У.: - Говорят , что друзья не растут в огороде,

Не продашь и не купишь друзей.

-У кого есть настоящий друг? Расскажите о том , как нашли себе друга.(Рассказывают дети поочередно из каждой группы .)

У.: - Оказывается , что друга не так просто найти. Прежде всего надо подумать о том, а сможешь ли ты сам быть хорошим другом.

-Послушайте рассказ М.Пляцковского «Сердитый Дог Буль»(Приложение №1.) и ответьте на следующие вопросы.

- Сможет ли Дог Буль иметь друга? Как надо измениться Догу Булю, чтобы иметь друзей? Каким надо быть, чтобы тебя уважали? Что означает пословица «Умный себя винит, а глупый – своего товарища?».Какие пословицы о дружбе приготовили вы?(При ответе на все вопросы ребятам предлагается вначале обсудить в группах , а после выслушивается мнение каждой из них. Ответ начинается со слов : «Мы считаем, что…»).

Б) «Урок дружбы».

У.: - Проанализируем в рассказе М.Пляцковского «Урок дружбы»(Приложение №2.) поведение двух товарищей и сделаем вывод: как надо и как не надо поступать друзьям? (Читается рассказ учителем).

У.: - Кто из двух воробьев – настоящий друг? Почему?

- Исправился ли Чик? Из каких слов это видно?

В) «Мальчишки, девчонки…»

У.:- А могут ли быть друзьями девочка и мальчик?

- Какую девочку хотели бы мальчики выбрать себе в друзья?

- Какие вам, девочкам, нравятся друзья-мальчики?

Г) «Давайте жить дружно».

-(Просмотр фрагмента мультфильма про Кота Леопольда.)

У.: - Ребята , из какого мультфильма вы увидели фрагмент? Назовите любимые слова Кота Леопольда. Как вы их понимаете? ( Ответы детей ).

У.: - Жить дружно можно при условии, если знаешь правила честной дружбы.(Приложение №3.) (На доске появляются поочередно правила , дети по группам их называют.)

-(Исполнение песни на слова М.Пляцковского «Настоящий друг.»)(Приложение №4.)

(При исполнении песни группы объединяются в один большой круг вместе с учителем.).

Д). «Рефлексия по кругу».

У.: - Что вам понравилось? Что показалось интересным? А что является самым важным?

(Игра «Горячий картофель»- Учитель бросает мячик кому-нибудь из ребят. Они перебрасывают его друг другу , желая как можно быстрее от него избавиться. Вдруг учитель командует: «Горячий картофель!» - и тот , у кого в данный момент оказался в руках мяч, должен быстро ответить на вопросы. После передает следующему.)

7)Ожидаемые результаты.

В результате подготовительной работы и проведенного классного часа ребята приобретут такие знания и умения как : друг , дружба, уважение ,терпение, доброта, умение прийти на помощь тем, кто нуждается.

8)Приложения.

Приложение №1.Рассказ М.Пляцковского «Сердитый Дог Буль».

Дог Буль всегда рычал.

Кого ни увидит – сразу свои зубы скалит. И глаза таращит. Это, значит, чтобы его все боялись.

Подзывает он как-то к себе утенка Крячика:

-Иди сюда !

-А не укусишь?-спросил утенок.

-Очень мне надо тебя кусать!

Остановился утенок возле Буля. А тот и спрашивает:

-У тебя много др-р-рузей?

-Мно-го! Вот считай : цыпленок Фью, корова Муренка, козленок Мармеладик, поросе…

-Хватит, -перебил Дог Буль.-Ты скажи мне лучше, почему это так получается : у тебя, такого крошечного и слабенького, столько друзей , а у меня, такого большого, храброго и сильного , нет ни одного?

-Вот еще!- замахал крылышками утенок.-Кто же согласится дружить с таким злым и вредным псом? Вот если ты прекря-крятишь на всех бросаться , лаять и пугать, тогда другое дело!

Приложение №2. Рассказ М.Пляцковского «Урок дружбы».

Жили два воробья Чик и Чирик.

Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется»,- подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.

Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.

-Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.

-Не надо… Зачем?- стал отмахиваться крылышками Чик.- Ты нашел – ты и ешь!

-Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. – А друзья все должны делить пополам. Разве не так?

-Ты , наверно, прав, - ответил Чик.

Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля –это значит обидеть его.

Взял Чик пять зернышек и сказал:

-Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок…Дружбы!

Приложение №3. «Правила честной дружбы.»

  1. Не нарушай прав своего друга.
  2. Не дерись , не лезь к другу с кулаками, если ваши мнения расходятся.
  3. Если друг не прав , объясни ему его ошибки.
  4. Не злорадствуй , если у друга неприятность.
  5. Не задавайся, не хвастайся . Научи друга тому, что умеешь сам.
  6. Не огорчайся при неудачах. Учись тому, что умеет друг.
  7. Будь терпеливее- и добьешься успеха.
  8. Радуйся вместе с другом его успехам.

Приложение №4. Песня на слова М.Пляцковского «Настоящий друг».

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит-

Вот что значит настоящий, верный друг!

 

Мы поссоримся – и помиримся .

«Не разлить водой!»- шутят все вокруг.

В полдень или в полночь друг придет на помощь-

Вот что значит настоящий, верный друг!

 

Друг всегда меня сможет выручить,

Если что-нибудь приключится вдруг.

Нужным быть кому-то в трудную минуту-

Вот что значит настоящий, верный друг!

Классный час  на тему:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz