school

МБОУ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15

Адрес: 353502 Краснодарский край, г.Темрюк ул. Гагарина

Тел: 8 (861 48) 65-4-21,

e-mail:   school15@ tem.kubannet.ru

История школы

Администрация

Устав

Программа развития школы

Управляющий совет

Приказы

Публичный отчет

ДЭПО «Дубрава»

Школьная газета

Учебная работа

Воспитательная

работа

Спортивный клуб

Наша новая школа

2011-год космонавтики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из опыта работы учителя начальных классов

Глушко Ирины Николаевны

Назад

Программа «Адаптация будущих первоклассников»

ПРОГРАММА

 

«АДАПТАЦИЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ».

 

 

Вид программы : авторская.

Продолжительность программы : 1 год

Возраст обучающихся : 6 -7 лет.

Автор программы : И.Н.Глушко,

учитель начальных классов,

руководитель МО.

г.Темрюк

 

2006 год

Пояснительная записка.

Адаптация – сложный , многофакторный процесс включения человека в новые условия жизнедеятельности , в новую систему требований и контроля , в новый коллектив.

В нашем понимании адаптация - это часть сложного , противоречивого , динамичного процесса , этап самореализации личности , направленный на присвоение социальных норм и ценностей. Основными критериям адаптированного первоклассника являются : положительное отношение к школе , умение входить в контакт со взрослыми и сверстниками и поддерживать его , адекватное восприятие школьных требований , лёгкое усвоение учебного материала , проявление самостоятельности и творческого начала при выполнении учебных и иных поручений , благоприятное статусное положение в классе .

« Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития , проделанную ребёнком.»(Л.С.Выготский).

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребёнок оказывается не подготовленным к школьным занятиям , в классе он испытывает дискомфорт , так как здесь меняется его социальная позиция , ребёнок включается в особый режим.

Цель курса «Адаптация будущих первоклассников»- сближение условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.

Задачи курса:

-обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка , развитие его положительного самоощущения,

-развитие инициативности, любознательности , произвольности , способности к творческому самовыражению,

-формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование активности детей (коммуникативной, познавательной , игровой и др.) в различных видах деятельности.

В содержание курса , рассчитанного на один год, включена методическая работа, работа с детьми и работа с родителями.

Методическая работа направлена на совместную деятельность воспитателей ДОУ и учителей начальной школы для согласования целей , изучения методов и форм воспитательно-образовательной работы . Проводится такая работа в течение всего года. Педагоги школы и детского сада имеют реальную возможность обсуждать насущные проблемы , корректировать свою деятельность по мере необходимости. На совместных заседаниях методических объединений вести конструктивный разговор о творческом развитии ребёнка , воспитателя , учителя.

Работа с детьми предусматривает занятия воспитателей с дошколятами в подготовительной группе (в течение года) и организацию занятий учителями начальной школы для будущих первоклассников , не охваченных ДОУ. На базе школы такая работа проводится по субботам с апреля по май месяц.

При проведении занятий следует учитывать возрастные особенности и особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников. Положительные эмоции , стимулируемые воспитателем и педагогом , влияют прямым образом на результативность учебной деятельности. Основой для развития общения ребят должны стать игры , конкурсы , выставки и т.д. Стремление к яркому и необычному , желание познать прекрасный мир чудес – всё это должно удовлетворяться в разумной , приносящей пользу и удовольствие деятельности , которую организует педагог-воспитатель для будущих первоклассников.

Завершается работа с детьми на площадке , которую организует администрация школы и учителя 1 ступени. Сроки проведения площадки: июнь; продолжительность: 10 дней.

Важным направлением курса является работа с родителями. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт , элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребёнка к школе имеет его собственная деятельность. Игры , рисование , конструирование , собственный опыт – вот остова развития личности ребёнка. Поэтому роль родителей в подготовке его к школе не может сводиться только к словесным указаниям по тому или иному поводу.

Программа предусматривает совместную деятельность воспитателей и педагогов , направленную на оказание помощи родителям будущих первоклассников в организации занятий , игр , посильного труда и психологической готовности ребёнка к школе. Такая работа проводится в течение года в форме родительских собраний , индивидуальных встреч, анкетирования , дня открытых дверей .

Содержание программы

 

Методическая работа.

 

Методическая работа включает в себя изучение методов и форм воспитательно-образовательной работы через :

-взаимопосещение открытых занятий в ДОУ и уроков в начальной школе;

-рекомендации работающих в ДОУ воспитателей , психолога , логопеда по выпускникам;

-анализ психологической готовности детей к школе на основе исследований психологов ДОУ и школы;

-участие воспитателей ДОУ в психолого-педагогическом консилиуме на базе школы;

-участие в совместных педсоветах, семинарах-практикумах на базе ДОУ;

-совместные МО воспитателей и учителей начальной школы.

-посещение воспитателями праздничной линейки 1 сентября , посвященной Дню знаний.

Работа с детьми.

Работа с детьми состоит из:

-организации экскурсий в школу детей подготовительной группы ДОУ;

-организации выставок детских работ;

-посещений театрализованных представлений , поставленных бывшими выпускниками ДОУ;

-сбора сведений о выпускниках , продолжающих заниматься в «Школе искусств» , кружках и секциях ;

-занятий на базе школы с будущими первоклассниками , не посещающими ДОУ;

-площадки для будущих первоклассников на базе школы.

Работа с родителями.

Работа с родителями предполагает :

-встречи учителей начальной школы с родителями воспитанников подготовительной группы ДОУ на родительских собраниях;

-анкетирование родителей будущих первоклассников по проблеме «Растим будущего школьника»;

-организацию работы «педагогической гостиной» для родителей будущих первоклассников по вопросам подготовки детей к школе;

-организацию работы микроцентра;

-организацию дня открытых дверей.

Примерное планирование работы

по программе «Адаптация будущих первоклассников».

 

Мероприятие.

Сроки.

Методическая работа.

1.Обсуждение плана работы по подготовке детей к школе.

Сентябрь.

2.Знакомство воспитателей с программой обучения и воспитания в 1 классе.

Сентябрь.

3.Знакомство учителей с программой воспитания и обучения в детском саду.

Сентябрь.

4.Посещение воспитателями уроков в 1 классе школы.

Сентябрь-октябрь.

5.Посещение учителями занятий в ДОУ.

Октябрь, апрель.

6.Методическое объединение воспитателей и учителей начальной школы по теме «Творческое развитие детей. Итоги воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе ДОУ».

Апрель.

7.Посещение педагогического совещания в школе по итогам успеваемости за год учащихся 1 класса.

Май.

Работа с детьми.

1.Экскурсии детей в школу. Знакомство со зданием школы, кабинетом , спортзалом , библиотекой.

Апрель, май.

2.Совместная выставка рисунков детей подготовительной группы ДОУ и учеников первых классов.

Октябрь.

3.Посещение воспитанниками ДОУ праздника «Мы школьниками стали», проводимого учащимися 1 классов.

Октябрь.

4.Занятия на базе школы с будущими первоклассниками , не посещающими ДОУ.

Апрель-май.

5.Совместный праздник «Прощание с детским садом».

Май.

6.Организация площадки для будущих первоклассников на базе школы.

Июнь.

Работа с родителями.

1.Организация работы в микрорайоне.

Август, март.

2.Родительские собрания. Темы: «Задачи ДОУ в подготовке детей к школе», «Психологическая готовность ребёнка к школе», «Итоги работы по программе «Адаптация будущих первоклассников».

Сентябрь,

Апрель,

Июнь.

3.Тематические выставки:

«Что должен уметь первоклассник»,

«Поступление в школу – важное событие в жизни детей».

Ноябрь,

Январь.

 

 

4.Выставки детских работ.

В течение года.

5.День открытых дверей для родителей и учителей на базе ДОУ.

Март.

6.Работа «педагогической гостиной».

Консультации для родителей по вопросам психологической готовности детей к школе.

Ноябрь,

Июнь.

7.День открытых дверей для родителей и воспитателей на базе школы.

Апрель.

 

Методические рекомендации .

Планирование работы по программе «Адаптация будущих первоклассников» является примерным. В каждый из разделов программы можно вносить изменения , дополнения , рассматривать инновационные технологии. Главное, чтобы была сохранена цель курса – сближение воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Очень серьёзно подойти к вопросу об организации работы в микрорайоне. Учителям необходимо проводить разъяснительную работу с родителями о посещении будущих первоклассников занятий на базе школы , так как эти занятия не только дают ребёнку новые знания ,приобщают к разным видам деятельности , постепенно и планомерно совершенствуют восприятие и мышление , но и облегчают переход к роли школьника , планомерному и обязательному обучению.

Список литературы:

  1. Дорофеева Г.А. Технологическая карта работы учителя с первоклассниками в период их адаптации к школьному обучению.//Начальная школа: плюс , минус.2001 №2.
  2. Носоурова Т.П. Различные модели взаимодействия школы и ДОУ // Начальная школа плюс до и после. 2003 №10.
  3. Терещенко М.Н. Роль семьи в формировании готовности ребёнка к школьному обучению. // Начальная школа плюс до и после. 2006 №7.
  4. Библиотека руководителя образовательного учреждения //Организация работы заместителя директора по начальной школе : Практические материалы : Пособие для завучей.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС ,2003.

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz