|
МБОУ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15 Адрес: 353502 Краснодарский край,
г.Темрюк ул. Гагарина Тел: 8 (861 48)
65-4-21, e-mail: school15@ tem.kubannet.ru |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Из опыта работы учителя начальных классов Глушко Ирины Николаевны |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Программа
«Адаптация будущих первоклассников» ПРОГРАММА «АДАПТАЦИЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ». Вид программы : авторская. Продолжительность программы : 1 год Возраст обучающихся : 6 -7 лет. Автор программы : И.Н.Глушко, учитель начальных классов, руководитель МО. г.Темрюк 2006 год Пояснительная записка. Адаптация – сложный , многофакторный процесс включения человека в новые условия жизнедеятельности , в новую систему требований и контроля , в новый коллектив. В нашем понимании адаптация - это часть сложного , противоречивого , динамичного процесса , этап самореализации личности , направленный на присвоение социальных норм и ценностей. Основными критериям адаптированного первоклассника являются : положительное отношение к школе , умение входить в контакт со взрослыми и сверстниками и поддерживать его , адекватное восприятие школьных требований , лёгкое усвоение учебного материала , проявление самостоятельности и творческого начала при выполнении учебных и иных поручений , благоприятное статусное положение в классе . « Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития , проделанную ребёнком.»(Л.С.Выготский). Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребёнок оказывается не подготовленным к школьным занятиям , в классе он испытывает дискомфорт , так как здесь меняется его социальная позиция , ребёнок включается в особый режим. Цель курса «Адаптация будущих первоклассников»- сближение условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями. Задачи курса: -обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка , развитие его положительного самоощущения, -развитие инициативности, любознательности , произвольности , способности к творческому самовыражению, -формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование активности детей (коммуникативной, познавательной , игровой и др.) в различных видах деятельности. В содержание курса , рассчитанного на один год, включена методическая работа, работа с детьми и работа с родителями. Методическая работа направлена на совместную деятельность воспитателей ДОУ и учителей начальной школы для согласования целей , изучения методов и форм воспитательно-образовательной работы . Проводится такая работа в течение всего года. Педагоги школы и детского сада имеют реальную возможность обсуждать насущные проблемы , корректировать свою деятельность по мере необходимости. На совместных заседаниях методических объединений вести конструктивный разговор о творческом развитии ребёнка , воспитателя , учителя. Работа с детьми предусматривает занятия воспитателей с дошколятами в подготовительной группе (в течение года) и организацию занятий учителями начальной школы для будущих первоклассников , не охваченных ДОУ. На базе школы такая работа проводится по субботам с апреля по май месяц. При проведении занятий следует учитывать возрастные особенности и особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников. Положительные эмоции , стимулируемые воспитателем и педагогом , влияют прямым образом на результативность учебной деятельности. Основой для развития общения ребят должны стать игры , конкурсы , выставки и т.д. Стремление к яркому и необычному , желание познать прекрасный мир чудес – всё это должно удовлетворяться в разумной , приносящей пользу и удовольствие деятельности , которую организует педагог-воспитатель для будущих первоклассников. Завершается работа с детьми на площадке , которую организует администрация школы и учителя 1 ступени. Сроки проведения площадки: июнь; продолжительность: 10 дней. Важным направлением курса является работа с родителями. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт , элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребёнка к школе имеет его собственная деятельность. Игры , рисование , конструирование , собственный опыт – вот остова развития личности ребёнка. Поэтому роль родителей в подготовке его к школе не может сводиться только к словесным указаниям по тому или иному поводу. Программа предусматривает совместную деятельность воспитателей и педагогов , направленную на оказание помощи родителям будущих первоклассников в организации занятий , игр , посильного труда и психологической готовности ребёнка к школе. Такая работа проводится в течение года в форме родительских собраний , индивидуальных встреч, анкетирования , дня открытых дверей . Содержание программы Методическая работа. Методическая работа включает в себя изучение методов и форм воспитательно-образовательной работы через : -взаимопосещение открытых занятий в ДОУ и уроков в начальной школе; -рекомендации работающих в ДОУ воспитателей , психолога , логопеда по выпускникам; -анализ психологической готовности детей к школе на основе исследований психологов ДОУ и школы; -участие воспитателей ДОУ в психолого-педагогическом консилиуме на базе школы; -участие в совместных педсоветах, семинарах-практикумах на базе ДОУ; -совместные МО воспитателей и учителей начальной школы. -посещение воспитателями праздничной линейки 1 сентября , посвященной Дню знаний. Работа с детьми. Работа с детьми состоит из: -организации экскурсий в школу детей подготовительной группы ДОУ; -организации выставок детских работ; -посещений театрализованных представлений , поставленных бывшими выпускниками ДОУ; -сбора сведений о выпускниках , продолжающих заниматься в «Школе искусств» , кружках и секциях ; -занятий на базе школы с будущими первоклассниками , не посещающими ДОУ; -площадки для будущих первоклассников на базе школы. Работа с родителями. Работа с родителями предполагает : -встречи учителей начальной школы с родителями воспитанников подготовительной группы ДОУ на родительских собраниях; -анкетирование родителей будущих первоклассников по проблеме «Растим будущего школьника»; -организацию работы «педагогической гостиной» для родителей будущих первоклассников по вопросам подготовки детей к школе; -организацию работы микроцентра; -организацию дня открытых дверей. Примерное планирование работы по программе «Адаптация будущих первоклассников».
Методические рекомендации . Планирование работы по программе «Адаптация будущих первоклассников» является примерным. В каждый из разделов программы можно вносить изменения , дополнения , рассматривать инновационные технологии. Главное, чтобы была сохранена цель курса – сближение воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Очень серьёзно подойти к вопросу об организации работы в микрорайоне. Учителям необходимо проводить разъяснительную работу с родителями о посещении будущих первоклассников занятий на базе школы , так как эти занятия не только дают ребёнку новые знания ,приобщают к разным видам деятельности , постепенно и планомерно совершенствуют восприятие и мышление , но и облегчают переход к роли школьника , планомерному и обязательному обучению. Список литературы:
|