|
МБОУ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15 Адрес: 353502 Краснодарский край,
г.Темрюк ул. Гагарина Тел: 8 (861 48)
65-4-21, e-mail: school15@ tem.kubannet.ru |
|
Из опыта работы учителя начальных классов Глушко Ирины Николаевны |
Разработка
уроков Разработка
урока – путешествия Цель:
сформировать представление об исторической значимости личности Екатерины II в
истории России и Краснодарского края. ХОД УРОКА. 1.ОРГМОМЕНТ. 1, 2, 3 –
слушай и смотри, 3, 2, 1 – мы
начнём сейчас. 2.Беседа учителя с учащимися с целью активизации
знаний. ·
Как называется край , в котором мы
живём? ·
Как называется столица (главный
город) нашего края? ·
Может кто-нибудь знает, как этот
город назывался раньше? ·
А
почему он так назывался , как вы думаете? Для этого вспомните , как
появлялись названия городов? ·
В
честь кого же был назван город
Екатеринодар, как вы думаете? 3.Сообщение
темы и цели урока. - Для того, чтобы узнать, кто же такая Екатерина II ,
мы с вами сегодня отправимся в путешествие во времени, по страницам истории
государства Российского. Первое
место, куда мы с вами отправимся – далёкий 18 век. Итак, на
машине времени отправляемся … 4.Путешествие
во времени. Ø ПЕРВЫЙ ПУНКТ ПУТЕШЕСТВИЯ-
ПЕТЕРБУРГ 18 ВЕКА. ( На доске иллюстрированный ряд с
изображением портрета молодой будущей
императрицы , портрет царевича Петра III , иконы святой великомученицы
Екатерины… см.приложение) - Вот мы и прибыли на место нашей первой
остановки , в город Петербург. Давайте рассмотрим его, людей , которые жили в
те далёкие времена, почти 300лет назад. (Учитель
показывает портрет молодой будущей императрицы.) -Как вы думаете , кто это может быть? - Это молодая немецкая девушка, принцесса
Фике, которая приехала в Россию для того, чтобы стать женой царевича Петра. - Что вы можете сказать о Фике, глядя
на её портрет?(ответы детей.) -Воспитание и
образование Екатерины Екатерина
получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам,
танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве
проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с
тем склонность к живым, подвижным играм. В
1744 Екатерина с матерью была вызвана в Россию императрицей Елизаветой
Петровной, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и
наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр
III), с которым обвенчалась в 1745г. -
Рассказ о святой великомученице Екатерине.(см.приложение.) -А
какой стала императрица Екатерина II , когда пришла на Российский престол, мы
узнаем на следующей остановке. Ø ВТОРОЙ ПУНКТ ПУТЕШЕСТВИЯ
– ЦАРСКИЙ ДВОРЕЦ. (На доске картинный ряд, иллюстрирующий события, происходившие в 1792
году. Императрица беседует с запорожскими казаками. См.приложение.) -Кто такие казаки? Чем они
занимались? Как жили?(ответы детей.) -Казак – вольный человек, удалец. Казачество –
население некоторых приграничных русских территорий , объединившееся в
войсковые товарищества. Существовало казачество служилое и вольное.
Служилые казаки появились в 14 в. Они обороняли русскую границу, вели
дозорную и разведывательную службу в степи.
Вольные казаки появились в степях за пределами Московского государства-
на Дону, Украине , в Запорожье… Основными занятиями живших на
берегах больших и малых степных рек казаков были рыболовство, охота,
торговля, походы за военной добычей и пленниками.
Екатерина II решила из казаков сделать верных защитников Отечества.
30 июня 1792 года Екатерина особой грамотой пожаловала Черноморскому
казачьему войску земли между Кубанью и Азовским морем. Казакам был подарен
«остров Фанагория со всею землею, лежащею на правой стороне Кубани от устья
ея к Усть- Лабинскому редуту, так, чтобы с одной стороны река Кубань, с
другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли.» (Учитель зачитывает фрагмент дарственной грамоты казакам на земли южных
рубежей Российских .) -Как теперь вы ответите, почему город
казаки назвали Екатеринодаром? -Казаки любили свою царицу, верой и
правдой служили императрице и государству Российскому. -А знаете ли вы, какие памятные
места , связанны с именем этой великой правительницы? Вернёмся на машине
времени в наше время. Ø ТРЕТИЙ ПУНКТ ПУТЕШЕСТВИЯ
– СОВРЕМЕННЫЙ КРАСНОДАР. (На доске демонстрируются
изображения исторических мест, связанных с именем Екатерины II в Краснодаре.
См.приложение.) Дети сравнивают виды Екатеринодара и
Краснодара._ -Как с современном
Краснодаре помнят и чтят Екатерину Великую?(ответы детей). -Чтение стихотворения: Екатерина II
–царица- Матушкой в песне казачьей зовётся. Здесь разрешила она поселиться Преданным ей Казакам- черноморцам. И в благодарной
кубанской столице Высится памятник Мудрой царице. -Чтение и
разбор пословиц , составленных Екатериной II (см.приложение). 5.Подведение итогов урока. -Наше путешествие подошло к концу. На каких станциях
мы побывали? Кому оно было посвящено ?
Что узнали о Екатерине II? - Приглашаю всех вас и ваших родителей отдать свой голос за Екатерину II в
передаче «Имя России». 6.Домашнее задание. -Нарисовать то, что вам больше всего понравилось и
запомнилось во время путешествия. Цель: - познакомиться с произведением В.Драгунского «..Бы», его идеей, - закрепить умение работать с книгой, - развивать речь учащихся , внимание, память, творческие способности, - воспитывать внимательных слушателей , умеющих оценивать читательские способности своих одноклассников. Оборудование : портрет писателя, выставка книг писателя , ключевые слова, учебник «В одном счастливом детстве» (часть 2 ).
ХОД УРОКА. 1.ОРГМОМЕНТ. -Ребята , сегодня в вашей жизни первый открытый урок. «Открытый» он называется потому , что двери нашего кабинета открыты для всех желающих посмотреть нашу с вами совместную работу. Вот поэтому у нас сегодня столько много гостей. -Начинаем урок литературного чтения. 2.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. А)Повторение о разделе. -Какой по счёту раздел начали изучать? -Как он называется? -Произведения какого автора открыли раздел? Б) Чтение наизусть стихотворений Э.Успенского. -Послушаем чтение наизусть произведений Э.Успенского . После выступления оценим читающих аплодисментами. (Дети читают стихи: «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой» , «В защиту взрослых».) В) Рассказы детей по рисунку «Когда семья вместе». -На доске представлена выставка рисунков на тему «Когда семья вместе». Послушаем рассказы по рисунку и оценим работу учеников. (Дети читают стихи собственного сочинения). Г) Чтение стихотворения Э.Успенского учителем. -Бывает ли так , что вы в чём – то не соглашаетесь с родителями ? Послушайте стихотворение Э .Успенского. -Речка , поле , чёрный лес. Голубая даль небес… Яхты , шхуны , океаны , Извержения , вулканы. Ах , Северный полюс , Ах , Южный , Он каждому мальчику нужный . Ну а мама говорит: -Пусть он дома посидит. Он без супа пропадёт … К нему врач сейчас придёт… Он свалился с табуретки , Ему выпишут таблетки. -Со своей любимой мамой Я , боюсь , несчастный самый. -Как бы вы озаглавили стихотворение? -Сам автор его назвал так : «Жалобы юного мальчика». -На что жалуется герой стихотворения? (Мальчик мечтает о путешествиях , подвигах. Мама в нём видит только маленького сына и оберегает его от всего. Мальчик жалуется на непонимание со стороны взрослых.) -Интересно , а будет ли понимать своих детей этот мальчик , когда вырастет и станет папой ? -Что случилось бы , если бы дети стали взрослыми , а мамы и папы детьми ? -Найдём ответ на этот вопрос в авторском тексте. 3.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. А) Чтение авторского текста учителем. Стр.119 (дети следят за чтением учителя ). -Так что же случилось бы , если бы дети стали взрослыми ? Что ответил папа Насти ? Найдите и зачитайте… -Откуда он об этом узнал ? Б) Сообщение темы , цели урока. -Тема урока :В.Драгунский «…Бы». -Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением В.Драгунского «…Бы» ; закрепим умение работать с книгой. 4.РАБОТА НАД РАССКАЗОМ В.ДРАГУНСКОГО «…БЫ». А) До чтения. - Знакома ли фамилия автора ? По каким произведениям ? (Англичанин Павля , Тайное всегда становится явным). -Прочитайте заглавие. Оно означает частицу . - Почему перед словом стоит многоточие ? О чём это говорит ? -Подставьте подходящие слова. (Купался бы , прыгал бы…) - Получаются сочетания , выражающие условие для выполнения чего-либо. Значит , из произведения мы узнаем о чьих – то мечтах. - Прочитайте ключевые слова. (на доске : ДЕНИС КОРАБЛЁВ , МЕЧТАЕТ , ДЕТИ КАК ВЗРОСЛЫЕ , ВЗРОСЛЫЕ КАК ДЕТИ , МАМА , ПАПА , БАБУШКА ) -Рассмотрите иллюстрацию , обратив на интересные узоры на стекле. Предположите о содержании текста. Б) Чтение текста про себя. После чтения: -Почему вы смеялись , когда читали ? - О чём же мечтал Дениска ? -В чём оправдались наши предположения ? 5.ФИЗМИНУТКА. В) Работа с текстом во время чтения. -Прочитаем текст по абзацам и прокомментируем их по ходу чтения. 1 абзац. -Кто это я ? -Что надумал Дениска ? Возможно , Дениска об этом подумал после того , как мама велела сделать что-то, чего исполнять ему не хотелось. 2 – 3 абзацы. -Почему слово «понравилось» заключено в кавычки ? Что оно означает? -Что узнали о семье Дениски ? - Почему Дениска такие слова сказал бы маме ? (Он повторяет мамины слова , которые она не раз говорила Дениске.) -О каких привычках Дениса вы узнали ? -Хорошие это привычки или плохие ? - Как надо читать слова в адрес мамы ? (Решительно, энергично , в приказном тоне). 4 – 5 абзацы. - Как Дениска встретил бы папу ? -Что чаще всего слышал Дениска от папы ? -О какой папиной привычке вы узнали ?Как вы к ней относитесь ? - Интересно , а где бабушка ? Как к ней относится Дениска ? 6 -7 абзацы. - Что значит , «как шёлковые» ? -Как Дениска встретил бы бабушку ? - Что значит «заголосил» ?(Громко , заговорил с причитаниями). -Вы представили эту сцену ? -Как бабушка относится к внуку ?( Она любит Дениску а, заботится о его здоровье ). 8 абзац. -Мы узнаём , чему Дениска завидовал ? Чему ? -Сравнимо ли кино и мороженое ? (Нет . Родители думают , что мороженое для Дениски желаннее , чем кино. Дениска хотел бы вместе с родителями пойти в кино ). 9 -10 абзацы . -Вы догадались , что говорили родители на настойчивые упрашивания Дениски ? -Почему абзац заканчивается многоточием ? 11 абзац. -Кто прервал мечты мальчика ? -Как это произошло ? -Знакомы ли слова мамы ? Откуда ? Г) Работа с текстом после чтения. - О чём же этот рассказ ?(Не только о мечтах мальчика , но и о взаимоотношениях в семье между взрослыми и ребёнком ). -Автор прямо не сказал , но мы узнали о многих привычках , обязанностях членов Денискиной семьи. Мама с Дениской говорит , папа иногда кричит , а бабушка голосит. -В сборнике рассказов В.Драгунского у этого произведения я прочитала другое название – «Шиворот-навыворот». -Какое название вам нравится больше и, на ваш взгляд , соответствует содержанию текста ? -Только ли для детей написан этот рассказ ? -Кому бы вы посоветовали его прочитать ? -Почему? -А В.Драгунский понимает детей ? 6 .ИТОГ УРОКА. А) –Как автору удалось добиться читательской улыбки ? (Через произведение). Б) Отметки за урок. -В начале урока мы оценивали чтение наизусть произведений Э.Успенского и рассказы по рисункам. Судя по вашим аплодисментам все читающие и рассказывающие получают «5». Встаньте те , кто получил «5» , «4» , «3». Поблагодарим ещё раз читателей аплодисментами. Выставьте отметки в дневник . Оцените сам урок. 7.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. А) СТР.120 -122 выразительное чтение. Б) Составить письмо – обращение ко взрослым , оформив его в
конверте.( с просьбой или пожеланиями к вам).
Разработан
учителем
начальных классов МОУ СОШ №15 г.Темрюка Краснодарского края ГЛУШКО И.Н. Цель: ·
рассказать об истории возникновения города Екатеринодара-Краснодара и
его исторической и современной жизни, ·
развивать у учащихся кругозор, мышление, воображение, ·
воспитывать у учащихся гражданственность и патриотизм, любовь к малой
родине. Оборудование: ·
карта России с выделением Краснодарского края, ·
иллюстрации города Краснодара (история и современность), ·
символика России и Краснодарского края, ·
жетоны. ХОД УРОКА.
I.
ОРГМОМЕНТ. У.- Ребята , посмотрите в окно и вы
увидите как ласково и весело улыбается вам солнышко. Улыбнитесь и выему. А
теперь посмотрите на соседа по парте и тоже подарите ему свою улыбку. Мне
хочется видеть ваши добрые и умные глаза и подарить вам улыбку.
II.
Сообщение темы. У. – Сегодня мы будем работать над
темой «Екатеринодар- Краснодар: история и современность». А проведём урок в
виде игры-соревнования. Для этого разобьемся на две команды.(Класс разбивается на две команды). У. – Название команд. Отгадайте загадки. 1.Светит , сверкает, 2.Дождь
от солнышка привёз, Всех согревает. (СОЛНЫШКО) Малым детям калачи.
И остались от колёс Самоцветные лучи. (РАДУГА) 1 команда- «солнышко»,
1 команда – «радуга».
III.
ИГРА – СОРЕВНОВАНИЕ. (Звучит песня «С чего
начинается Родина?») У. – Знакома ли вам эта песня? (Ответы детей). У. – Никто не возьмётся перечислить всего
, что стоит за этим большим и ёмким словом - Родина. Это слово с детства
знает каждый. Родина – это то место, где ты родился, где живёшь со своими
родителями, со своими друзьями. У. - В русском языке есть два понятия
слова Родина: малая и большая. 1КОНКУРС:дать объяснение 1-ой команде –
«большая Родина», 2-ой команде – «малая родина». У. – Ну раз мы говорим о двух таких
понятиях , то неправильным было бы не вспомнить о символах большой и малой
родины. 2.КОНКУРС: расскажите о символах России -1-ой
команде и Кубани – 2-ой команде. У. – Как образовалось название нашего
края? (Учитель читает
стихотворение.) « И нету
красивее края России, Чем наша
родная Кубань.
В.Подкопаев.» (Ответы детей). VI. РАЗУЧИВАНИЕ ФИЗМИНУТКИ. Мы к реке Кубань спустились, (дети шагают) Наклонились и умылись. (наклон ) Раз, два, три, четыре, ( имитация умывания) Вот так славно освежились. (имитация встряхивания воды с рук) А теперь поплыли дружно. (стоят на месте,
готовясь к брассу) Вместе – раз, это – брасс. (одновременное
вращение двумя руками) Одной, другой – это кроль. (поочерёдное вращение
руками) Все как один – (ладошки сложили вместе, имитация Плывём как дельфин . плавания дельфина) Вышли на
берег крутой (дети шагают) И отправились домой. (дети завершают
ходьбу на месте). У. – Велика и красива Россия! В её
наряде есть жемчужина , которая называется Кубанью. Это целое государство с
пятимиллионным населением. Два тёплых моря омывают границы: Чёрное и
Азовское. 3
КОНКУРС:рассказ
о морях с показом на карте. 1-ой команде – о Чёрном море, 2 – ой команде – о
Азовском море. У. – Какой город является столицей
нашей малой родины? (ответ детей) У. –
(учитель читает стихотворение) У
каждого есть место на планете, Куда
ведут дороги все на свете, И где в
начале все твои пути. То
место нами Родиной зовётся Оно
даётся нам , как Божий дар. И знаю,
сердце золотое бьётся В твоей
груди , мой милый Краснодар. У. – А кто из вас был в этом
замечательном городе? У. - Позднякова Анна, ученица одной из школ города Краснодара
, написала стихотворение - приглашение
в этот замечательный город . Послушайте его. Ученик: Ты был в Краснодаре? А ты побывай. Отличные люди Загадочный край. Там встретят тебя Как хорошего друга, Покажут сады и поля- Все прелести юга. Узнаешь ты много Историй казачьих , И добрых традиций , И песен степей – И сразу на сердце Станет теплей. У. – У каждого города, как и у
человека есть своё прошлое и настоящее. О вы знаете как раньше
назывался город Краснодар и почему? (ответы
детей) ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: 30 июня 1792 года Черноморскому казачьему войску была вручена грамота от Екатерины II , в которой были написаны следующие слова: « Всемилостивейше жалуем войску Черноморскому в вечное
владение…землю, лежащую на правой стороне реки Кубань от устья её к
Усть-Лабинскому редуту так, чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же
Азовское море до Ейского городка служили границей войсковой земли…» -После переселения
черноморские казаки начали обживать кубанские земли. В Карасунском Куте в
излучине реки Кубани 15 августа 1793 года был основан войсковой град
Екатеринодар. У. – А почему же переименовали Екатеринодар в город Краснодар? У. – В течение 128 лет город рос, развивался , претерпевал набеги чужеземцев. В 1920 г.17 марта Екатеринодар с боями был занят частями 9 – ой Красной Армии, после чего город стали называть Краснодар. Значит в честь кого был назван город? 4 КОНКУРС: на доске вы видите иллюстрации исторического Екатеринодара и современного Краснодара.( см.приложение) Определите, где , какой город изображён и обоснуйте свой ответ. У.- Сегодня Краснодар - это крупный индустриальный , агропромышленный и культурный центр. 5
КОНКУРС: охрана достояний нашей малой родины. У. – Как нужно относиться к достояниям нашей малой родины? Команды отвечают поочерёдно. V.ИТОГ УРОКА. 1. У. – Наше игра –
соревнование подошла к концу. В завершении мне хочется сказать: И как бы далеко я не был Вдали от родины , везде Я помню только одну фразу Её запомнить смог я сразу: «Край мой – лучший на земле». - Любите свою малую родине , живите с ней одной жизнью! 2. Подсчитывание жетонов.
Аплодисменты и награждение команд. |