school

МБОУ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15

Адрес: 353502 Краснодарский край, г.Темрюк ул. Гагарина

Тел: 8 (861 48) 65-4-21,

e-mail:   school15@ tem.kubannet.ru

История школы

Администрация

Устав

Программа развития школы

Управляющий совет

Приказы

Публичный отчет

ДЭПО «Дубрава»

Школьная газета

Учебная работа

Воспитательная

работа

Спортивный клуб

Наша новая школа

2011- год космонавтики

 

 

 

 

 

 

 

 

Из опыта работы учителя начальных классов

Глушко Ирины Николаевны

Назад

Разработка уроков

 

Разработка урока – путешествия

 

 

Цель: сформировать представление об исторической значимости личности Екатерины II в истории России и Краснодарского края.

ХОД   УРОКА.

1.ОРГМОМЕНТ.

1, 2, 3 – слушай и смотри,

3, 2, 1 – мы начнём сейчас.

2.Беседа учителя с учащимися с целью активизации знаний.

·        Как называется край , в котором мы живём?

·        Как называется столица (главный город) нашего края?

·        Может кто-нибудь знает, как этот город назывался раньше?

·        А  почему он так назывался , как вы думаете? Для этого вспомните , как появлялись названия городов?

·        В  честь  кого же был назван город Екатеринодар, как вы думаете?

3.Сообщение  темы и  цели  урока.

- Для того, чтобы узнать, кто же такая Екатерина II , мы с вами сегодня отправимся в путешествие во времени, по страницам истории государства Российского.

    Первое место, куда мы с вами отправимся – далёкий 18 век.

   Итак, на машине времени отправляемся …

4.Путешествие  во времени.

Ø ПЕРВЫЙ ПУНКТ ПУТЕШЕСТВИЯ- ПЕТЕРБУРГ 18 ВЕКА.

( На доске иллюстрированный ряд с изображением портрета  молодой  будущей  императрицы , портрет царевича Петра III , иконы святой великомученицы Екатерины… см.приложение)

- Вот мы и прибыли на место нашей первой остановки , в город Петербург. Давайте рассмотрим его, людей , которые жили в те далёкие времена, почти 300лет назад.

(Учитель показывает портрет молодой будущей императрицы.)

-Как вы думаете , кто это может быть?

- Это молодая немецкая девушка, принцесса Фике, которая приехала в Россию для того, чтобы стать женой царевича Петра.

- Что вы можете сказать о Фике, глядя на её портрет?(ответы детей.)

-Воспитание и образование Екатерины

Екатерина получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм.

В 1744 Екатерина с матерью была вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745г.

- Рассказ о святой великомученице Екатерине.(см.приложение.)

-А какой стала императрица Екатерина II , когда пришла на Российский престол, мы узнаем на следующей остановке.

Ø ВТОРОЙ ПУНКТ ПУТЕШЕСТВИЯ – ЦАРСКИЙ  ДВОРЕЦ.

(На доске картинный ряд, иллюстрирующий события, происходившие в 1792 году. Императрица беседует с запорожскими казаками. См.приложение.)

-Кто такие казаки? Чем они занимались? Как жили?(ответы детей.)

-Казак – вольный человек, удалец. Казачество – население некоторых приграничных русских территорий , объединившееся в войсковые товарищества. Существовало казачество служилое и вольное.

    Служилые казаки появились в 14 в. Они обороняли русскую границу, вели дозорную и разведывательную службу в степи.

   Вольные казаки появились в степях за пределами Московского государства- на Дону, Украине , в Запорожье…

Основными занятиями живших на берегах больших и малых степных рек казаков были рыболовство, охота, торговля, походы за военной добычей и пленниками.

    Екатерина II решила из казаков сделать верных защитников Отечества.

   30 июня 1792 года Екатерина особой грамотой пожаловала Черноморскому казачьему войску земли между Кубанью и Азовским морем. Казакам был подарен «остров Фанагория со всею землею, лежащею на правой стороне Кубани от устья ея к Усть- Лабинскому редуту, так, чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли.»

(Учитель зачитывает фрагмент дарственной грамоты казакам на земли южных рубежей Российских .)

-Как теперь вы ответите, почему город казаки назвали Екатеринодаром?

-Казаки любили свою царицу, верой и правдой служили императрице и государству Российскому.

-А знаете ли вы, какие памятные места , связанны с именем этой великой правительницы? Вернёмся на машине времени в наше время.

Ø ТРЕТИЙ ПУНКТ ПУТЕШЕСТВИЯ – СОВРЕМЕННЫЙ КРАСНОДАР.

(На доске демонстрируются изображения исторических мест, связанных с именем Екатерины II в Краснодаре. См.приложение.)

 Дети сравнивают виды Екатеринодара и Краснодара._

-Как с современном Краснодаре помнят и чтят Екатерину Великую?(ответы детей).

-Чтение стихотворения:

Екатерина  II –царица-

Матушкой в песне казачьей зовётся.

Здесь разрешила она поселиться

Преданным ей

Казакам- черноморцам.

И в благодарной  кубанской столице

Высится памятник

Мудрой царице.

-Чтение  и  разбор  пословиц ,  составленных   Екатериной   II (см.приложение).

5.Подведение итогов урока.

-Наше путешествие подошло к концу. На каких станциях мы побывали? Кому оно  было посвящено ? Что узнали о Екатерине II?

- Приглашаю всех вас и ваших родителей  отдать свой голос за Екатерину II в передаче «Имя России».

6.Домашнее задание.

-Нарисовать то, что вам больше всего понравилось и запомнилось во время путешествия.

 

Цель: - познакомиться с произведением В.Драгунского «..Бы», его идеей,

- закрепить умение работать с книгой,

- развивать речь учащихся , внимание, память, творческие способности,

- воспитывать внимательных слушателей , умеющих оценивать читательские способности своих одноклассников.

 

Оборудование : портрет писателя, выставка книг писателя , ключевые слова, учебник «В одном счастливом детстве» (часть 2 ).

ХОД УРОКА.

1.ОРГМОМЕНТ.

-Ребята , сегодня в вашей жизни первый открытый урок. «Открытый» он называется потому , что двери нашего кабинета открыты для всех желающих посмотреть нашу с вами совместную работу. Вот поэтому у нас сегодня столько много гостей.

-Начинаем урок литературного чтения.

2.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

А)Повторение о разделе.

 

-Какой по счёту раздел начали изучать?

-Как он называется?

-Произведения какого автора открыли раздел?

Б) Чтение наизусть стихотворений Э.Успенского.

-Послушаем чтение наизусть произведений Э.Успенского . После выступления оценим читающих аплодисментами. (Дети читают стихи: «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой» , «В защиту взрослых».)

В) Рассказы детей по рисунку «Когда семья вместе».

-На доске представлена выставка рисунков на тему «Когда семья вместе». Послушаем рассказы по рисунку и оценим работу учеников. (Дети читают стихи собственного сочинения).

Г) Чтение стихотворения Э.Успенского учителем.

-Бывает ли так , что вы в чём – то не соглашаетесь с родителями ? Послушайте стихотворение Э .Успенского.

-Речка , поле , чёрный лес.

Голубая даль небес…

Яхты , шхуны , океаны ,

Извержения , вулканы.

Ах , Северный полюс ,

Ах , Южный ,

Он каждому мальчику нужный .

Ну а мама говорит:

-Пусть он дома посидит.

Он без супа пропадёт …

К нему врач сейчас придёт…

Он свалился с табуретки ,

Ему выпишут таблетки.

-Со своей любимой мамой

Я , боюсь , несчастный самый.

-Как бы вы озаглавили стихотворение?

-Сам автор его назвал так : «Жалобы юного мальчика».

-На что жалуется герой стихотворения? (Мальчик мечтает о

путешествиях , подвигах. Мама в нём видит только маленького сына и оберегает его от всего. Мальчик жалуется на непонимание со стороны взрослых.)

-Интересно , а будет ли понимать своих детей этот мальчик , когда вырастет и станет папой ?

-Что случилось бы , если бы дети стали взрослыми , а мамы и папы

детьми ?

-Найдём ответ на этот вопрос в авторском тексте.

3.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

А) Чтение авторского текста учителем. Стр.119 (дети следят за чтением учителя ).

-Так что же случилось бы , если бы дети стали взрослыми ? Что ответил папа Насти ? Найдите и зачитайте…

-Откуда он об этом узнал ?

Б) Сообщение темы , цели урока.

-Тема урока :В.Драгунский «…Бы».

-Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением В.Драгунского «…Бы» ; закрепим умение работать с книгой.

4.РАБОТА НАД РАССКАЗОМ В.ДРАГУНСКОГО «…БЫ».

А) До чтения.

- Знакома ли фамилия автора ? По каким произведениям ? (Англичанин Павля , Тайное всегда становится явным).

-Прочитайте заглавие. Оно означает частицу .

- Почему перед словом стоит многоточие ? О чём это говорит ?

-Подставьте подходящие слова. (Купался бы , прыгал бы…)

- Получаются сочетания , выражающие условие для выполнения чего-либо. Значит , из произведения мы узнаем о чьих – то мечтах.

- Прочитайте ключевые слова.

(на доске : ДЕНИС КОРАБЛЁВ , МЕЧТАЕТ , ДЕТИ КАК ВЗРОСЛЫЕ , ВЗРОСЛЫЕ КАК ДЕТИ , МАМА , ПАПА , БАБУШКА )

-Рассмотрите иллюстрацию , обратив на интересные узоры на стекле. Предположите о содержании текста.

Б) Чтение текста про себя.

После чтения:

-Почему вы смеялись , когда читали ?

- О чём же мечтал Дениска ?

-В чём оправдались наши предположения ?

5.ФИЗМИНУТКА.

В) Работа с текстом во время чтения.

-Прочитаем текст по абзацам и прокомментируем их по ходу чтения.

1 абзац.

-Кто это я ?

-Что надумал Дениска ?

Возможно , Дениска об этом подумал после того , как мама велела сделать что-то, чего исполнять ему не хотелось.

2 – 3 абзацы.

-Почему слово «понравилось» заключено в кавычки ? Что оно означает?

-Что узнали о семье Дениски ?

- Почему Дениска такие слова сказал бы маме ? (Он повторяет мамины слова , которые она не раз говорила Дениске.)

-О каких привычках Дениса вы узнали ?

-Хорошие это привычки или плохие ?

- Как надо читать слова в адрес мамы ? (Решительно, энергично , в приказном тоне).

4 – 5 абзацы.

- Как Дениска встретил бы папу ?

-Что чаще всего слышал Дениска от папы ?

-О какой папиной привычке вы узнали ?Как вы к ней относитесь ?

- Интересно , а где бабушка ? Как к ней относится Дениска ?

6 -7 абзацы.

- Что значит , «как шёлковые» ?

-Как Дениска встретил бы бабушку ?

- Что значит «заголосил» ?(Громко , заговорил с причитаниями).

-Вы представили эту сцену ?

-Как бабушка относится к внуку ?( Она любит Дениску а, заботится о его здоровье ).

8 абзац.

-Мы узнаём , чему Дениска завидовал ? Чему ?

-Сравнимо ли кино и мороженое ? (Нет . Родители думают , что мороженое для Дениски желаннее , чем кино. Дениска хотел бы вместе с родителями пойти в кино ).

9 -10 абзацы .

-Вы догадались , что говорили родители на настойчивые упрашивания Дениски ?

-Почему абзац заканчивается многоточием ?

11 абзац.

-Кто прервал мечты мальчика ?

-Как это произошло ?

-Знакомы ли слова мамы ? Откуда ?

Г) Работа с текстом после чтения.

- О чём же этот рассказ ?(Не только о мечтах мальчика , но и о взаимоотношениях в семье между взрослыми и ребёнком ).

-Автор прямо не сказал , но мы узнали о многих привычках , обязанностях членов Денискиной семьи. Мама с Дениской говорит , папа иногда кричит , а бабушка голосит.

-В сборнике рассказов В.Драгунского у этого произведения я прочитала другое название – «Шиворот-навыворот».

-Какое название вам нравится больше и, на ваш взгляд , соответствует содержанию текста ?

-Только ли для детей написан этот рассказ ?

-Кому бы вы посоветовали его прочитать ?

-Почему?

-А В.Драгунский понимает детей ?

6 .ИТОГ УРОКА.

А) –Как автору удалось добиться читательской улыбки ? (Через произведение).

Б) Отметки за урок.

-В начале урока мы оценивали чтение наизусть произведений Э.Успенского и рассказы по рисункам. Судя по вашим аплодисментам все читающие и рассказывающие получают «5». Встаньте те , кто получил «5» , «4» , «3». Поблагодарим ещё раз читателей аплодисментами. Выставьте отметки в дневник . Оцените сам урок.

7.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

А) СТР.120 -122 выразительное чтение.

Б) Составить письмо – обращение ко взрослым , оформив его в конверте.( с просьбой или пожеланиями к вам).

 

УРОК   ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
 И
 ПАТРИОТИЗМА
в форме игры -соревнования
для учащихся 3-4 классов.

"Екатеринодар - Краснодар:
история и современность."

Разработан

учителем начальных классов

МОУ СОШ №15 г.Темрюка

Краснодарского края

ГЛУШКО И.Н.

 

Цель:

·         рассказать об истории возникновения города Екатеринодара-Краснодара и его исторической и  современной жизни,

·         развивать у учащихся кругозор, мышление, воображение,

·         воспитывать у учащихся гражданственность и патриотизм, любовь к малой родине.

Оборудование:

·         карта России с выделением Краснодарского края,

·         иллюстрации города Краснодара (история и современность),

·         символика России и Краснодарского края,

·         жетоны.

 

ХОД УРОКА.

             I.            ОРГМОМЕНТ.

У.- Ребята , посмотрите в окно и вы увидите как ласково и весело улыбается вам солнышко. Улыбнитесь и выему. А теперь посмотрите на соседа по парте и тоже подарите ему свою улыбку. Мне хочется видеть ваши добрые и умные глаза и подарить вам улыбку.

           II.            Сообщение темы.

У. – Сегодня мы будем работать над темой «Екатеринодар- Краснодар: история и современность». А проведём урок в виде игры-соревнования. Для этого разобьемся на две команды.(Класс разбивается на две команды).

             У. – Название команд. Отгадайте загадки.

1.Светит , сверкает,                                     2.Дождь от солнышка привёз,

Всех согревает. (СОЛНЫШКО)                    Малым детям калачи. 

                                                                             И остались от колёс

                                                                            Самоцветные лучи. (РАДУГА)

1 команда- «солнышко», 1 команда – «радуга».

                                                           

                             III.            ИГРА – СОРЕВНОВАНИЕ.

(Звучит песня «С чего начинается Родина?»)

 

У. – Знакома ли вам эта песня? (Ответы детей).

У. – Никто не возьмётся перечислить всего , что стоит за этим большим и ёмким словом - Родина. Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где ты родился, где живёшь со своими родителями, со своими друзьями.

У. - В русском языке есть два понятия слова Родина: малая и большая.

 

1КОНКУРС:дать объяснение 1-ой команде – «большая Родина»,

2-ой команде – «малая родина».

У. – Ну раз мы говорим о двух таких понятиях , то неправильным было бы не вспомнить о символах большой и малой родины.

 

2.КОНКУРС: расскажите о символах России -1-ой команде и

Кубани – 2-ой команде.

У. – Как образовалось название нашего края?

(Учитель читает стихотворение.)

« И нету красивее края России,

Чем наша родная Кубань.

                                         В.Подкопаев.» (Ответы детей).

VI. РАЗУЧИВАНИЕ  ФИЗМИНУТКИ.

 

Мы к реке Кубань спустились, (дети шагают)

Наклонились и умылись.         (наклон )

Раз, два, три, четыре,               ( имитация умывания)

Вот так славно освежились.   (имитация встряхивания воды с рук)

А теперь поплыли дружно.    (стоят на месте, готовясь к брассу)

Вместе – раз, это – брасс.        (одновременное вращение двумя руками)

Одной, другой – это кроль.    (поочерёдное вращение руками)

Все как один –                            (ладошки сложили вместе, имитация

Плывём как дельфин .  плавания дельфина)

 Вышли на берег крутой           (дети шагают)

И отправились домой.             (дети завершают ходьбу на месте).

У. – Велика и красива Россия! В её наряде есть жемчужина , которая называется Кубанью. Это целое государство с пятимиллионным населением. Два тёплых моря омывают границы: Чёрное и Азовское.

 

3 КОНКУРС:рассказ о морях с показом на карте. 1-ой команде – о Чёрном море, 2 – ой команде – о Азовском море.

У. – Какой город является столицей нашей малой родины? (ответ детей)

У.  (учитель читает стихотворение)

У каждого есть место на планете,

Куда ведут дороги все на свете,

И где в начале все твои пути.

То место нами Родиной зовётся

Оно даётся нам , как Божий дар.

И знаю, сердце золотое бьётся

В твоей груди , мой милый Краснодар.

 

У. – А кто из вас был в этом замечательном городе?

   У. - Позднякова Анна, ученица одной из школ города Краснодара , написала стихотворение  - приглашение в этот замечательный город . Послушайте его.

Ученик:

Ты был в Краснодаре?

А ты побывай.

Отличные люди

Загадочный край.

Там встретят тебя

Как хорошего друга,

Покажут сады и поля-

Все прелести юга.

Узнаешь ты много

Историй казачьих ,

И добрых традиций ,

И песен степей –

И сразу на сердце

Станет теплей.

 

У. – У каждого города, как и у  человека есть своё прошлое и настоящее. О вы знаете как раньше назывался город Краснодар и почему? (ответы детей)

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:  30 июня 1792 года Черноморскому казачьему войску была вручена грамота от Екатерины II , в которой были написаны следующие слова:

 « Всемилостивейше жалуем войску Черноморскому в вечное владение…землю, лежащую на правой стороне реки Кубань от устья её к Усть-Лабинскому редуту так, чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же Азовское море до Ейского городка служили границей войсковой земли…»

-После переселения черноморские казаки начали обживать кубанские земли. В Карасунском Куте в излучине реки Кубани 15 августа 1793 года был основан войсковой град Екатеринодар.

У. – А почему же переименовали Екатеринодар в город Краснодар?

У. – В течение 128 лет город рос, развивался , претерпевал набеги чужеземцев.

В 1920 г.17 марта Екатеринодар с боями был занят частями 9 – ой Красной Армии, после чего город стали называть Краснодар. Значит в честь кого был назван город?

 

4 КОНКУРС:  на доске вы видите иллюстрации исторического Екатеринодара и современного Краснодара.( см.приложение) Определите, где , какой город изображён и обоснуйте свой ответ.

 У.- Сегодня Краснодар  -  это крупный индустриальный , агропромышленный и культурный центр.

 

5 КОНКУРС: охрана достояний нашей малой родины.

У. – Как нужно относиться к достояниям нашей малой родины? Команды отвечают поочерёдно.

V.ИТОГ УРОКА.

1. У. – Наше игра – соревнование подошла к концу. В завершении мне хочется сказать:

И как бы далеко я не был

Вдали от родины , везде

Я помню только одну фразу

Её запомнить смог я сразу:

«Край мой – лучший на земле».

- Любите свою малую родине , живите с ней одной жизнью!

2. Подсчитывание жетонов. Аплодисменты и награждение команд.

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz